Одной из самых наболевших миграционных проблем последних лет является существование так называемых «резиновых домов». Это жилые помещения, в которых зарегистрированы десятки, а то и сотни людей, реально там не проживающих (на каждого зарегистрированного в такой квартире или доме приходится по несколько сантиметров жилой площади). Только в 2011 году органами регистрационного учета зафиксировано более 6 тысяч таких адресов. (Часто, пользуясь пробелом в законодательстве, мошенники регистрируют подобным образом жертв операций с недвижимостью. По этим адресам числятся лица, скрывающиеся от кредиторов, от армии, регистрируются правонарушители и преступники, в том числе лица, причастные к совершению террористических актов и т.п.).
Такая ситуация возмущает законопослушных граждан, возникают справедливые требования навести порядок в этой сфере.
Президент Российской Федерации поручил подготовить предложения по усилению юридической ответственности за нарушение правил регистрационного учета. В рамках данного решения главы государства Федеральной миграционной службой разработаны предложения по упорядочиванию вселения собственниками других граждан, усилению ответственности за нарушение правил регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Предполагается ввести часть 5 в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которой будет предусмотрена минимальная норма предоставления в пользование жилого помещения в размере 6 квадратных метров на одного человека. Что касается членов семьи собственника, то они будут вселяться и регистрироваться без учета данной нормы.
Часть 2 статьи 30 этого же Кодекса, регламентирующая порядок предоставления жилого помещения другим гражданам (касается собственников жилья), и часть 1 статьи 67, (касается нанимателей государственного и муниципального жилищного фонда) дополняются положением по норме жилья, указанной в части 5 статьи 17 ЖК РФ.
Исходя из вышеуказанных изменений жилищного законодательства, планируется дополнить перечень предоставляемых гражданином документов, предусмотренных статьей 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» еще одним документом, подтверждающим размер общей жилой площади помещения, в которое заявитель намеревается зарегистрироваться.
Предусматривается дополнить статью 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» нормой, усиливающей ответственность в отношении собственников жилья, допускающих проживание граждан без регистрации, для них предполагается увеличение штрафа до пяти тысяч рублей. Кроме этого, прорабатываются предложения по введению дополнительных уголовно-правовых норм в отношении собственников или регистрирующихся (или тех и других), которые в течение календарного года неоднократно нарушили правила регистрационного учета.
Вместе с тем, следует учесть, что для граждан, зарегистрированных по месту жительства в одном адресе, но фактически проживающих по другому, в пределах того же региона, будет установлено право не регистрироваться по месту пребывания.
Введение данных норм представляется актуальным, так как Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П буквально указал, что «уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью», а также подтвердил, что введенная регистрация, как способ учета граждан в пределах Российской Федерации, носящий уведомительный характер, должен отражать «факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства».
Таким образом, предлагаемые новеллы в российское законодательство устранят правовой пробел между жилищными правоотношениями и регистрационным учетом граждан.
http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=53034