Небольшая вводная для непосвященных

УЖД - узкоколейная железная дорога, ширина колеи всего 750 мм (у традиционной российской жд - 1520)
Кукушка – паровоз или поезд узкоколейки.
Впервые появившись на рудниках Алтая в первой половине XVIII века, узкоколейки сыграли огромную роль в истории России. Их строили частные предприниматели и государство, акционерные общества, а позже – партия и правительство для обслуживания предприятий, связи с отдалёнными поселениями и надёжного обеспечения перевозок там, где не было других путей сообщения. Кукушки трудились в промышленности и сельском хозяйстве, воевали на полях сражений двух Мировых войн, строили коммунизм и осваивали целину. Однако, в силу их природной скромности и незаметности, вклад этот не был по-настоящему оценён. К концу XX века узкоколейки постепенно исчезли с карты Родины. Новые автодороги, новые подходы к хозяйствованию, другие экономические и социальные причины сделали своё дело.
Узкоколейные железные дороги строились для обслуживания торфоразработок, лесосек, шахт, рудников, отдельных промышленных предприятий или групп из нескольких смежных предприятий, районов целинных земель в пору их освоения. Существовали также пассажирские линии с узкой колеей. Детские железные дороги также являлись УЖД.
С развалом Союза и упадком промышленности УЖД стали исчезать - часто из-за банкротства обслуживаемых предприятий. Например на моей предыдущей работе (лесозаготовительное предприятие) узкоколейки продали на металлолом.
Во всём мире узкоколейки – предмет гордости и объект увлечения тысяч людей. За их сохранение борются, их выкупают, восстанавливают заново, открывают музеи и туристические линии.
В России единственным местом, где сохраняется мир узкоколеек, стал созданный в 1990 году Переславский железнодорожный музей. Большое количество экспонатов, многие из которых уникальны и имеют сертификаты памятников истории техники, позволяет дать некоторое представление обо всём многообразии узкоколейных железных дорог. Но неповторимость музея ещё и в том, что он сам является маленькой железной дорогой. Только здесь можно почувствовать неразрывную связь старинной техники и природы, так характерную для узкоколеек. Про него и пойдет речь

Переславская железная дорога – музейная ветка, оставшаяся от бывшей торфяной узкоколейки в окрестностях города Переславля-Залесского Ярославской области. Двухкилометровая железнодорожная линия ведёт из посёлка Талицы на живописную поляну посреди знаменитого Блудова болота. Того самого, что знакомо многим ещё со школьной скамьи по сказке-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца».
В Талицах на путях небольшой станции и в депо размещена коллекция локомотивов, вагонов, различной железнодорожной техники и атрибутики XIX – середины XX века. В экспозиции представлено также некоторое количество нежелезнодорожной техники, машин и механизмов.
Дальше будет много фоток и мало пояснений.
Мотовоз МД54-2 - дизельный локомотив. Восстановлен до рабочего состояния.

За основу мотовоза была взята конструкция трактора ДТ54, уже хорошо зарекомендовавшая себя. От трактора были использованы силовая установка, коробка передач, кузовные детали. Всего за период 1953-1962 года было выпущено 1817 локомотивов этой серии.
За ним спрятался паровоз. Восстановленный. Полностью рабочий.

Снимался в клипе гр. Джанго "Была не была" в 2005 г.
Также на территории музея снимали эпизоды фильмов "Анкор, еще Анкор", "Диверсант" и "Диверсант. Конец войны",
Еще один паровоз в депо. На ходу, иногда совершает выезды с пассажирским вагоном по территории музея.

Мотовоз-электростанция. На ходу. Используется в хозяйственных целях - вагоны там подвигать-перетащить.

Еще один хозяйственный - тепловоз.

А вот так выглядят экспонаты до восстановления

Кстати о самих экспонатах. Находят их разными путями - собирают архивные записи, статьи, фотографии, рассказы очевидцев - и едут. Бывают и случайные находки на заброшенных дорогах. Откапывают/расчищают, грузят и привозят автотранспортом, раньше возили по жд, но сейчас нет связующей ветки между широкой и узкой колеей.
Это какой-то рельсовый погрузчик походу, используется при ремонте путей. Цистерна сама по себе.

А вот тут как раз и лежат эти самые рельсы. А еще вагон для перевозки торфа образца 1930-х и плужный снегоочиститель системы Бьерке 1928 года выпуска. Экспонаты не реставрировались еще.

В музее есть второй подобный снегоочиститель 1953 г., полностью восстановленный и рабочий, используется для расчистки путей от снега. (фото с сайта музея)

Вот еще какой-то металлолом, ждущий реставрации

Кстати, можно ощутить себя героями фильма про неуловимых мстителей и прокатиться на ручной дрезине.

Длина пути в оба конца что-то около 1 км


время ограничено 30 минутами.
У родителей закончились силы - сынище помог дотолкать


У депутатов служебные мерсы, а у суровых переславских музейщиков -

а это походу для высшего начальства, с мотоприводом

продолжение напишу позднее...