111 Среда, 27 октября 2021 18 +  RSS  Письмо редактору
Среда, 27 октября 2021 18 +  RSS  Письмо редактору
Monsters of rock в Тушино: 30 лет советскому «Вудстоку»
11:00, 28 сентября 2021

Monsters of rock в Тушино: 30 лет советскому «Вудстоку»

ЕдиничкаДвойбанТрюндельЧетвераПятифан (2 голосов, оценка: 5,00 из 5)
Загрузка...

734314264106bd8fc5e4ffef4a21b43b

Ровно 30 лет назад, в 1991 году, в Москве прошел легендарный фестиваль в Тушино в рамках мирового сборного турне Monsters of rock.

По мне, все же более знАчимым был Moscow peace festival 1989 года. Хотя бы потому, что прошел еще во вполне себе кондовом СССР. Monsters of rock в Тушино организовывался уже после августовского путча, когда пациент был уже, скорее, мертв, чем жив. А появление в Лужниках Motley crue в 1989 году для меня было что-то вроде высадки инопланетян на Красной площади.

Впрочем, мероприятия эти были сами по себе очень разные.

Moscow peace festival проходил на ограниченной площадке (стадион «Лужники») и пускали туда по билетам. Организовал его сын номенклатурщика Микояна Стас Намин. Фестиваль длился два дня. Состав участников: Cinderella, Gorky Park, Scorpions, Skid Row, Mötley Crüe, Ozzy Osbourne, Bon Jovi. То есть вполне себе привычный (несмотря на практически полное отсутствие в эфире) советскому слушателю hard rock, классический heavy metal, pop metal и glam metal. В роли «зонтика для рыбы» выступали Бригада С и то ли Альянс, то ли Нюанс.

На Monsters of rock на Тушинском поле вход был свободный. Организатором выступил опытный импресарио Борис Зосимов, авантюрист по натуре, положительный представитель так называемых «новых русских». Концерт ограничился одним днем. И музыка там уже была другая, на тот момент – модная и актуальная: только восходящая на пик Pantera, игравшая groove, когда этому стилю еще не придумали название; популярнейшая тогда, да и сейчас Metallica, еще игравшая thrash и только выпустившая «черный альбом», ставший началом ее конца; моднейший московский и вписывающийся в тренд фестиваля E.S.T. Несколько особняком стояли «эхо» глэма середины 80-х The Black Crowes и AC/DC — неизменный уже 40 лет.

Ну и главное лично для меня отличие двух этих великих музыкальных событий таково — на Moscow peace festival меня не было, а вот на Monsters of rock я был:

Наверное, все без исключения столичные школы, вузы, техникумы и ПТУ в то субботнее утро не досчитались не менее трети своих учеников и студентов. Например, из нашей группы в Тушино собралось 15 человек. На этот счет была даже составлена коллективная бумага на имя директора ПТУ. Ее мы накануне передали нашему мастеру Палычу. Палыч понимающе оглядел нас, бумагу положил к себе в стол, а нас напутствовал отеческим «3,14здуйте, директору ничего не говорите, если что – вы просто прогуляли, я не в курсе».

В Тушино мы с ребятами из Лобни добирались организованной толпой, обрастающей, по ходу движения автобуса маршрута №517 (ныне — №817) все новыми соратниками. В результате около 10 утра к «Планерной» автобус подъехал, забитый под завязку советскими headbangers.

Свободный вход в 2021 году и в 1991 году – две большие разницы. Сейчас свободный вход – это, прежде всего, рамки, копы и шмон. А уже потом – вход. В 1991 году мы просто пошли по траве к сцене на горизонте. Что характерно: среди толпы металлистов было немало откровенных гопников и люберов «на стиле» — в клетчатых штанах, в значках с Лениным и в кепках. Конфликтов я не видел, все просто тусовались.

На самом поле раскинулся палаточный городок из приезжих металлистов со всех советских ебеней. Причем палатки свои к концерту убрали не все, в результате часть из них были просто смяты вместе со всем скарбом.

Милиции особо видно не было, на сектора нас никто не делил. Все просто располагались поближе к сцене.

Как я уже писал, никто никого на входе не проверял, поэтому спиртное было. Причем последствия горбачевского полусухого закона и общей хреновой экономической ситуации в стране давали о себе знать, но исключительно в плане качества, а не количества спиртного. Пластиковой тары тогда не было вообще, так что вокруг в изобилии валялись стеклянные бутылки, сыгравшие потом в действе свою немаловажную роль.

Monsters of rock в Тушино может войти в историю, помимо количества зрителей (по некоторым оценкам – до полутора миллионов) еще и полным отсутствием туалетов. То есть их не было вообще. Парни облегчались практически на виду, девкам делали импровизированные «загоны» из флагов, баннеров, курток и тел. Забавно: к присевшей за спинами друзей девушке немедленно присоединялись ее товарки по анатомическому несчастью, причем – совершенно незнакомые. Такой импровизированный туалет существовал несколько минут, после чего самоликвидировался.

Над толпой реяли самодельные флаги и баннеров фан-клубов, российские триколоры, советские серпастые-молоткастые, национальные флаги потирающих руки в ожидании скорой «самостийности» пока еще не бывших республик СССР. Был, как минимум, и один американский флаг. Поговаривают, кстати, что на концерте присутствовали и западные фэны «Металлики», из числа, видимо, наиболее «отбитых».

Что касается внешнего вида фэнов, то тут нужно вспомнить, что массового челночного движения тогда еще не было. И первый «тяжелый» мерч привозили в столицу из Польши и Венгрии лишь владельцы рок-магазина «Давай-давай», накануне разгромленный толпами неизбалованных покупателей «с регионов».

Поэтому толпа представляла собой ярчайший образец совкового DIY. Названия групп были вышиты на индийских джинсовых куртках маминым мулине, написаны фломастерами или просто шариковыми ручками. Оценить уровень «народного творчества» можно по такому примеру: один мой приятель заявился на сейшн в болоньевой куртке, на спине которой красовался флаг Конфедерации. Изготовлен он был просто эпично: нарисован на листе формата А4 фломастерами. Чтобы моросящий дождь не испортил плоды творческих мук, лист был обернут в целлофан (файлов тогда не было). И вся эта конструкция крепилась к одежде обычными английскими булавками. Композицию дополняла оторочка из… белой резинки, обычно используемая в трусах-семейниках. Вот этот последний штрих меня особенно озадачил.

Первые столкновения с правоохранителями, по поводу которых потом в прессе было немало злобной иронии, начались еще до концерта. Неожиданно для зрителей милиция и внутренние войска решили, опомнившись, разделить таки народ на сектора, дабы мы не передавили друг друга. И начали строить свои шеренги прямо по «живому». В результате некоторые компании, вместе приехавшие на концерт, оказались неожиданно разделены. Люди, в числе которых были и подростки, терялись в толпе без возможности связаться друг с другом (мобильных, отмечу для жертв ЕГЭ, тогда не было).

Этот эпизод изрядно «развлек» собравшихся в ожидании действа, но конфликты постепенно сошли на нет.

«Мясо» началось уже позже. С началом концерта люди пришли в движение, кто-то захотел прорваться к своим или поближе к сцене. Ментам и ВВшникам это, знамо, не понравилось и в ход были пущены дубинки. В ответ полетели те самые стеклянные бутылки. Одновременно в воздухе находилось, наверно, до сотни разных образцов советской стеклянной тары. Срочникам из ВВ, равно и милиции, досталось нехило – щитов и касок почти ни у кого не было. Однако, подчиняясь командам, служивые быстро пришли в себя и пошли в наступление, орудуя дубинками направо и налево. Кто был в такой ситуации, знает: правых и виноватых никто не ищет, достается всем.

Тут надо добавить, что пустым стеклянные бутылки с началом концерта нашли оригинальное применение. Чтобы получше разглядеть сцену, многие втыкали их в землю горлышками и потом вставали на донышки, выигрывая, таким образом, 20-30 см в высоте. Чтобы их не использовали в качестве метательных снарядов, солдаты, то ли по собственной инициативе, то ли по команде, стали бить их дубинками. В результате тушинское поле ощетинилось острыми «розочками». На них потом напарывались обе противоборствующие стороны.

В результате со сцены обратились организаторы и уже после этого конфликт стал постепенно спадать на нет. Но из-за изменившейся структуры секторов я оказался на добрые 200 метров дальше от сцены и, что самое поганое – метров на 500 левее. Кроме того, я потерял всех тех, с кем приехал.

За это время на сцене сменилось несколько групп и пришло время Metallica, на которую, я собственно, и поперся. К слову, аудитория достаточно четко делилась на две группы – тех, кто пришел на Metallica и тех, кто пришел на AC/DC. Первая группа состояла из школьников и студентов, вторая – из людей постарше, даже нормально за тридцать.

«Металлику» я честно отстоял, но вот что там творилось на сцене – сказать не могу. Перед AC/DC я поле покинул. На периметре толпы она становилась все более и более разношерстной – вплоть до любопытных мамаш с колясками из ближайших тушинских многоэтажек.

Юрий СМИРНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

© 2021 Сайт Лобни "Пушка"
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru