111 19 +  RSS  Письмо редактору
Лобненская осень Венедикта Ерофеева
16:48, 25 октября 2013

Лобненская осень Венедикта Ерофеева


Венедикт Ерофеев Лобня 24 октября 1938 года родился русский писатель Венедикт Ерофеев. Возможно, если бы он не злоупотреблял алкоголем, то вчера бы ему исполнилось 75 лет. С другой стороны, если б не алкоголь, то, наверно, Ерофеев так и не стал бы тем писателем, которого мы сейчас знаем и любим.

Подмосковье не раз становилось источником вдохновения для русских писателей. Так, в усадьбе Мураново с успехом творили поэты Тютчев и Боратынский, чеховский гений блистал в Мелихово, а Вяземы стали, не много, ни мало, поэтической родиной Пушкина. Целый дачный поселок писателей и поэтов, Переделкино, подарила нам советская эпоха.

Казалось бы, Лобня не может похвастаться в этом смысле громкими именами русско-советских мастеров эпистолярного жанра. Ан нет! Наш город стал своеобразным катализатором «мук музы» автора бессмертной псевдо-автобиографической постмодернистской поэмы в прозе, «алкогольного трипа» писателя Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки». Он сам об этом и пишет в самом конце поэмы: «На кабельных работах Шереметьево — Лобня. Осень 69 года».

«Москва – Петушки» начинается с того, что наш лирический герой приезжает на Савеловский вокзал. Откуда, спросите вы, приезжает, как не из Лобни? В это время Венедикт Ерофеев работал бригадиром в ПТУСе (производственно-техническом управлении связи) на уже упоминавшихся кабельных работах линии Шереметьево — Лобня.

Сделаем небольшую ремарку: в литературных произведениях Савеловский вокзал, как и Лобня, упоминается редко и как-то безрадостно. Вот цитата из «12 стульев» Ильфа и Петрова: «Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савеловский. Это — башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, рабочие Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции Хлебниково. Ехать здесь в Москву недолго. Самое большое расстояние по этой линии — сто тридцать верст».

Вот и у Ерофеева «Савок» ничем примечательным не отмечен, кроме того, что Венечка употребил на нем стакан «Зубровки».

Да и сама Лобня, даже имея в виду свойственный автору чернушный юмор, упоминается в поэме дважды и оба раза – очень в негативном контексте. В главе «Железнодорожная – Черное» героя обламывает возлюбленная:

«В одну из пятниц, например, когда я совсем был тепленький от зубровки, я ей сказал:

— Давай, давай, всю нашу жизнь будем вместе! Я увезу тебя в Лобню, я облеку тебя в пурпур и крученый виссон, я подработаю на телефонных коробках, а ты будешь обонять что-нибудь — лилии, допустим, будешь обонять. Поедем!

А она молча протянула мне шиш…»

Вторая цитата из главы «Неизвестный подъезд» даже жутковата:

«Когда-то, очень давно, в Лобне, у вокзала, зарезало поездом человека и непостижимо зарезало: всю его нижнюю половину измололо в мелкие дребезги и расшвыряло по полотну, а верхняя половина, от пояса, осталась как бы живою, и стояла у рельсов, как стоят на постаментах бюсты разной сволочи. Поезд ушел, а он, эта половина, так и остался стоять, и на лице у него была какая-то озадаченность, и рот полуоткрыт. Многие не могли на это глядеть, отворачивались, побледнев со смертной истомой в сердце. А дети подбежали к нему, трое или четверо детей, где-то подобрали дымящийся окурок и вставили его в мертвый полуоткрытый рот. И окурок все дымился, а дети скакали вокруг и хохотали над этой забавностью..

В записных книжках писателя, изданных не так давно, есть еще одно упоминание нашего города, где Ерофеев не уходит от своей традиции:

«Глаза, глубоко спрятанные и с каким-то плещущим сиянием и мутью. С чем бы их сравнить? Вот, вы были в уборной на станции Лобня? Там, на страшной глубине, в отверстии, плещется жижа. Вот какие это были глаза…»

Видимо, Лобня как-то особенно удручающе влияла на Венедикта Ерофеева, тем не менее, вызывая вдохновение, что и толкало его на написание депрессивных «Москва-Петушки».

Кстати, в Лобне Ерофеев задолжал денег. Из тех же записных книжек следует, что к 17 января 1970 году писатель должен был некой «поварихе» 1 рубль 20 копеек, человеку по фамилии Тихонов – аж 4 рубля, а также имел два менее существенных долга по 20 и 40 копеек каждый.

Интересно, что Ерофеев частенько терял свои рукописи либо по причине рассеянности, либо по пьяной лавочке. Но к этому относился легко, особенно не переживая. Чего нельзя сказать про поэму «Москва – Петушки», когда он не на шутку перепугался после обнаружения пропажи зеленой общей тетрадки с рукописью, доведенной уже до главы «Воиново — Усад».

По воспоминаниям литературоведа и друга писателя Игоря Авдиева, осенью 1969 года они с Тихоновым (видимо, будущий инвестор четырех рублей) навестили Ерофеева в Лобне и после, как пишут в милицейских протоколах, «совместного распития спиртных напитков», тетрадку забрали.

«Работяги быстро окосели, и Веня прогнал их. Вадя куда-то пропал. Веня задремал. А меня все эти два дня мучила загадка: что Веня спрятал под подушкy, когда мы с Вадей вошли вчера с полным портфелем? Из-под подушки торчал краешек тетради», — пишет Авдиев в «Монологах о Венедикте Ерофееве» и продолжает: «Я тихонько вытянул тетрадь из-под подушки, подхватил портфель и устремился на станцию. В электричке я втиснулся в уголок и стал читать».

Литературовед-собутыльник, по его словам, забрал тетрадку, так как боялся, что Ерофеев ее потеряет, а там могло быть что-то гениальное. Видимо, так оно и было. И Венечка разделял эту мысль, потому что уже утром на следующий день приехал в Москву на ее поиски:

«Наутро нас разбудил ошалелый Веня.

— Вы сперли зеленую тетрадочку?!

— Веня, это я! Прости. Вот она».

Несмотря на то, что сам Венедикт Ерофеев явственно дал понять в финале поэмы, что написал «Москва – Петушки» на кабельных работах Шереметьево – Лобня осенью 1969 года, дату и частично – место, можно взять под сомнение.

Например, сам писатель в своей краткой автобиографии пишет: «Осенью 1969 года добрался, наконец, до собственной манеры письма и зимой 1970 года нахрапом создал «Москва-Петушки» (с 19 января до 6 марта 1970)».

В одной из биографий, опубликованных на сайте, посвященного творчеству Ерофеева, сказано следующее: «С 1969 по 1974, работая телефонным монтером в Москве, Ерофеев написал свою самую известную работу «Москва-Петушки» (за рубежом переведенную как «Moscow to the End of the Line»)».

В биографии Ерофеева, автором которой является уже упомянутый Авдиев, написано такое: «В течение 10 лет занимался монтировкой кабельных линий связи по всей стране; на этих работах вокруг Москвы, в районе г. Железнодорожный, Ерофеев начал, а через два месяца в районе Лобни-Шереметьева закончил принесшую ему мировую известность поэму в прозе «Москва-Петушки». Годом создания поэмы Авдиев называет 1970 год.

В уже упоминавшихся своих воспоминаниях о том, как в Лобне Игорь Авдиев стащил у Венедикта Ерофеева тетрадь с неоконченной поэмой «Москва – Петушки», литературовед пишет, что  компания сидела, имея в виду в качестве повода «день гибели сельской библиотекарши Елизаветы Ивановны Чайкиной». Напомним, что немцы расстреляли партизанку Лизу Чайкину 23 ноября 1941 года. А это и есть осень.

По мнению известного журналиста и блогера Максима Кононенко, «Это важный момент! Он показывает не  забывчивость Вени <…>, а  его  неуемную  страсть  к мистификациям — во всем, в любой казалось бы мелочи».

Юрий СМИРНОВ

Обсуждение: 2 комментария
  1. Fiesco:

    Спасибо автору за выбор темы

  2. Geo:

    Пожалуйста. Можно писать реферат ))))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

© 2024 Сайт Лобни "Пушка"
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

Top.Mail.Ru